Школьная вселенная       Школьная вселенная
Школьная вселенная
Форум »
Устав »
Муниципальные услуги »

Ребенок и интернет

Ребенок и Интернет 

 

Стремительное вхождение в нашу жизнь новых информационных технологий, которые «переселяют» детей из реальной жизни в виртуальную, имеет как позитивные, так и негативные стороны. Длительное нахождение ребенка в интернет-пространстве, «зависание» в нем становится проблемой, с которой родители все чаще обращаются к психологам.

Конечно, каждый ребенок уникален, как уникальна и его проблема, но можно выделить основные вопросы, которые беспокоят родителей:

 

▪ Что делать при возникновении интернет-зависимости?

▪ Помощь ребенку, подвергшемуся интернет-травле.

▪ Как оградить ребенка от негативной информации в Интернете?

▪ Ребенок хочет стать копией «звезды»…

▪ Дети сняли «плохой» ролик и выложили в Интернет.

Это далеко не полный список запросов, с которыми современные родители обращаются к специалистам или на которые пытаются найти ответы самостоятельно в том же Интернете. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Современные дети в совершенстве осваивают компьютер уже в дошкольном возрасте и проводят около экрана значительную часть свободного времени. Часто это делается с разрешения родителей, которые рады, что их ребенок чем-то увлечен. Многим из них так удобнее — он не отвлекает родителей от их занятий.

Анкетирование родителей показывает, что отдельные ученики начальных классов играют за компьютером по шесть часов в день.

Взрослые не подозревают, что современные игры запрограммированы на то, чтобы игрок не прерывал игру, пока не дойдет до определенного уровня, так как его предыдущие «достижения» не сохраняются.

Кроме того, дополнительные бонусы в игре полу-чают лишь владельцы платных аккаунтов. Поэтому дети готовы бесконечно сидеть в сети, а еще хуже — вкладывать в игру все карманные или родительские деньги.

Важно понимать причины чрезмерного увлечения ребенка игрой. Кто-то уходит туда, чтобы за-полнить чем-то увлекательным свое свободное время, кто-то стремится найти друзей, эмоции, общение, которых не хватает в реальном мире, почувствовать себя успешным, уйти от тотального контроля взрослых.

Чтобы снизить риск компьютерной зависимости, взрослым важно придерживаться следующих правил:

▪ Четко регламентировать время игры в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Для младших школьников — не более 30 минут в день. Для этого самим родителям следует отслеживать время игры ребенка с последующим формированием у него внутренней осознанной позиции: можно включать таймер, контролирующий допустимое время игры, учить ребенка пользоваться функцией паузы, которая позволяет приостановить игру, не дойдя до ее сохранения.

▪ Помогать ребенку в поиске других интересов и увлечений — находить интересные секции, кружки. Они есть практически во всех школах или учреждениях дополнительного образования.

▪ Постараться показать ребенку интересный мир за пределами компьютера.

▪ Учить его использовать компьютер и Интернет как способ познания мира, освоения новых возможностей. Показать, что в Интернете можно не только играть, но и создавать видеоролики, общаться по интересам и др.

▪ Помогать ребенку быть успешным в реальном мире: учебе, общении. В этом случае ребенок не будет рассматривать Интернет как единственное место, где можно найти друзей, почувствовать себя уверенным и защищенным.

▪ Показывать конструктивные способы разрешения жизненных проблем и трудностей.

▪ Постараться создать гармоничные детско-родительские отношения, а также комфортную атмосферу в семье.

▪ Научить ребенка определять цели и достигать их: если есть стремление к реализации задач, то развлечения не становятся единственным занятием ребенка.

 

ИНТЕРНЕТ-ТРАВЛЯ

Интернет таит в себе возможности для оскорби-тельного поведения, травли. Появилось даже понятие кибер-буллинг, или травля в Интернете, которая представляет собой метод морального унижения человека, подавления его достоинства путем публикации различных текстов, размещения там фото- и видеоматериалов оскорбительного характера. К сожалению, травля вышла за пределы реального мира, плавно перебравшись в мир виртуальный.

Но нельзя забывать, что Интернет — лишь инструмент для осуществления травли, а ее истоки могут быть как за его пределами, так и рождаться «здесь и сейчас» при интернет-взаимодействии, не связанном с событиями реального мира.

Специфика интернет-травли во многом обусловлена спецификой виртуальной среды:

▪ она не зависит от посещения школы, поскольку может осуществляться в любое время;

▪ возможность писать анонимно, низкая вероятность быть наказанным приводят к тому, что дети начинают делать то, на что они не решились бы в других обстоятельствах (например, могут сказать человеку то, чего никогда не скажут при личном общении);

▪ запугивание легко осуществимо с технической точки зрения. Для отправки негативного сообщения или публикации оскорбительного текста, доступного широкой аудитории, требуется несколько щелчков мышкой. Есть возможность беспрепятственно создавать страницы и записи от имени жертвы.

 

Запугивание в школе обычно заканчивается вместе с занятиями, но в Интернете обидчик может настигнуть свою жертву в любое время. Обидчики могут анонимно публиковать слухи, фотографии, видео, оставлять в социальных сетях оскорбительные сообщения, создавать группы против «жертвы» и вести настоящую травлю. При этом обидчик обычно занимает одну из двух позиций: ведет или анонимную борьбу, доставляя все сообщения от неизвестного «жертве» человека - виртуальной личности со специально созданного для травли аккаунта, или открытую борьбу от своего лица или от лица группы.

Способы интернет-травли разнообразны:

▪ В социальных сетях, на электронную почту, в системах интернет-коммуникаций жертва получает запугивающие, уничижительные сообщения.

▪ В социальных сетях создаются группы против «жертвы», где она высмеивается. Там размещаются ролики, тексты унизительного содержания, проводятся опросы из серии «Хотели бы вы, что-бы Петю выгнали из класса?».

▪ На сайтах знакомств от имени «жертвы» размещаются анкеты непристойного содержания с указанием настоящей почты или телефона, а в социальных сетях создаются поддельные странички «жертвы», где размещается информация непристойного, унизительного характера.

▪ Взламывается страничка «жертвы» в социальных сетях и там размещается неподобающая информация.

▪ Поведение ребенка снимается на видео, а затем размещается в Интернете, порой в измененном виде.

Ученые установили, что так называемый кибер-буллинг подростки переносят куда тяжелее, чем физические издевательства. Эксперты призывают обратить на это особое внимание. При этом «жертва» часто предпочитает молчать, действовать в одиночку, полагая, что если она расскажет обо всем взрослым, родителям, педагогам, то ситуация усугубится. Кроме того, часто ситуация усугубляется отсутствием доверия между взрослыми и детьми и непониманием всей серьезности ситуации со стороны взрослых. «Ну что такое может быть в Интернете?! Не обращай внимания!» — именно это часто думают и говорят взрослые, отмахиваясь от проблем ребенка, которому нужна помощь.

Поэтому всегда нужно стремиться к установлению доверительных отношений с ребенком, с пониманием относиться к любому сигналу о травле (в том числе и виртуальной), тогда будет больше шансов, что в сложной ситуации он поделится с родителями тревожной информацией. Взрослым узнать про травлю ребенка в Интернете сложно — обидчики шифруются. Подать сигнал может только сам ребенок или кто-то из его приятелей.

Как и в случае с реальной травлей, работа с травлей в Интернете начинается с выяснения ее причин. В дальнейшем от психолога требуется очень тактичная и продуманная работа со всеми участниками взаимодействия с учетом позиций всех сторон. Ведь часто жертвы сами провоцируют своих обидчиков. В любом случае ребенку, подвергшемуся травле, необходимо помочь выработать способы нежертвенного поведения, а обидчикам — осознать последствия своих поступков и недопустимость подобных форм поведения. Конечно, все созданные поддельные странички, ролики требуется незамедлительно удалить.

Как правило, участники негативного сетевого взаимодействия не готовы к открытому диалогу с психологом, да и реальных людей, окружающих жертву, не пускают в группы, настроенные «против». Здесь самому специалисту важно «не заиграться», понимая, что негативный виртуальный конфликт может быть крайне серьезен, а это требует профессионального вмешательства.

 

КАК ОГРАДИТЬ РЕБЕНКА ОТ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

На его просторах любой желающий может найти все что угодно, включая опасное и непристойное: порнографию, нецензурную лексику; группы, призывающие к противоправным деяниям и даже суициду. И это проблема не только родителей, но и создателей сайтов и интернет-провайдеров.

Споры о том, как защитить детей от негативного влияния Интернета, продолжаются. К примеру, обсуждается возможность установки фильтров, чтобы дети имели доступ только к определенному контенту. Но фильтры везде не поставишь, а запретный плод так и манит… На помощь могут прийти нравственные установки, которые закладываются в семье и транслируются через образование. Именно они позволяют ставить внутренние ограничения при решении вопросов: употреблять или нет нецензурную лексику, искать ли в Сети познавательный или пошлый контент. Внутренний фильтр часто является единственным регулятором, который позволяет дистанцироваться от непристойностей и экстремизма.

Кроме того, ребенок должен знать правила безопасного пользования Интернетом:

•          Убедите, что виртуальное общение с незнакомыми людьми не менее опасно, чем аналогичные разговоры на улице.

•         Объясните, что ни при каких обстоятельствах не следует сообщать незнакомым людям номера телефонов, пароль компьютера и прочую информацию о частной жизни семьи. Нельзя отвечать на послания по электронной почте с запросами о личных данных: если такое письмо пришло, то это мошенничество.

•          Предупредите ребенка, что он должен поставить вас в известность и попросить разрешения, если захочет встретиться с кем-то из знакомых по компьютерной переписке.

•          Объясните ему, что он должен делиться с вами компьютерными секретами, а также сообщать обо всем, что его испугало, обидело или возмутило во время посещения Интернета.

•          Научите ребенка внимательно относиться ко всем ссылкам, которые присылают в социальных сетях, по «аське» или электронной почте, особенно от незнакомых людей, так как они могут содержать неприемлемую информацию или вирусные программные продукты. Даже если ссылка пришла от знакомого человека, необходимо быть предельно внимательным. Вполне возможно, что аккаунт знакомого уже взломан и от его имени рассылаются спам и вирусы. Следует остерегаться также скачивания неизвестных файлов, пришедших на почту или в «аську», даже если файл пришел от знакомого. Лучше уточнить у отправителя, что это за файл.

•          Объясните ребенку, что бесполезно «ходить» по ссылкам и банерам, предлагающим крупный выигрыш и другие нереально выгодные услуги. Это относится и к информации о том, что он стал победителем лотереи или розыгрыша приза.

•          Вместе с ребенком учитесь искать интересную информацию в Интернете, ведь если ребенок настроен на позитив, то меньше вероятности, что он заинтересуется негативным контентом.

•          Учите ребенка включать внутренний фильтр, когда он попадает на тот или иной сайт или видит призыв его посетить.

•          Научите внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки эсэмэсок, во избежание потери денег.

•          Составьте список полезных, интересных и безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок.

•          Регулярно отслеживайте ресурсы, которые он посещает. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривали ваш сын или дочь.

 
Главная::Новости::Совет учреждения::НОИ Наша Новая Школа::Архив документов::Контакты::Задать вопрос::Карта сайта


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS